Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Ещё не весь Урал открыт...

Заметки с VI Всеуральского слета юных геологов

Главное на слетах — защита отчетов за полевой сезон. А в дальнейшие соревнования входят: прохождение подготовленного штабом геологического маршрута, шлиховое опробование, гидрогеология, геологический разрез, радиометрическая съемка и топография. Весь этот комплекс ставит целью проверить профессиональный уровень подготовки и необходимые геологические навыки, знания.
Есть еще один вид, к которому очень трудно применимо слово «соревнование»,— выставки.
…На выставки рвутся все, кто живет в лагере во время слета: ребята, геологи-наставники, руководители, гости. С выставок, бывает, пропадает какой-нибудь уникальный образец, и тогда в лагере поднимается переполох… Как правило, потеря обнаруживается у одной из команд, которая еще не знает законы слета: образцы можно обменивать, а «стянуть» нельзя. На выставки приносится самое-самое — и то, что главное, и то, что попутное, и просто интересное.
Юные геологи из Первоуральска, из партии Мамина, обычно выставлялись скромно, только по делу. Когда они открыли месторождение олигоценовых кирпичных глин, на их выставке висел один лист ватмана с данными — и всё. В другой раз выставляли гранаты Мокрогорского проявления — тоже крупная заявка на первооткрывательство была. Разведочные работы на золото они ведут столько же лет, сколько существует их партия. Но золото никто и никогда не выставляет — ни к чему.
На последнем слете у стенда первоуральцев многие задерживались. Было что посмотреть!.. Они привезли целую коллекцию мраморов с Черного Шишима, Гологорки, с Ново-Алексеевского карьера. И что же это за красота!.. Вишнево-красные мраморы… Желто-серые. Со строматолитовым рисунком. Белые и искристые, как снег. Полосчатые. Инкрустированные. С прослоем. Пейзажные… Цвета лиственита… Неповторимая гамма!
У геологов Центральной Уральской комиссии по делам первооткрывателей глаз наметанный — ни одного стоящего образца не пропустят; есть тут и государственный интерес! Выразив восхищение всей литотекой, они тут же выделили мрамор с узором из микроорганизмов:
— А залежи какие, Николай Алексеевич?
Мамин со своей обычной улыбкой, поддразнивающе ответил:
— Хороший карьер…
— Немедленно подавайте заявку… Это для Свердловского метро может пойти!
Что ж не подать, первоуральцам не впервые делать заявки на первооткрывательство… Можно и подать.
И что уж совсем не похоже на рациональных первоуральцев — они на сей раз ударились в краеведение и представили старательскую старину… Пластина железная — что бы это было? А на сапоги ее набивали: с такой пластиной лопата не режет ногу, да и обувь сохраннее. Лопата старательская для шурфов и тут же — маленькая лопаточка для детальной зачистки, для золотых песков. Как же не интересно поглядеть на это снаряжение.
Зубы акулы… Откуда на Урале акулы?!
— Как откуда? Из кварцевых песков! Под Камепском-Уральским океан был? Был!..— говорит Мамин.— У нас целый котелок этих зубов…
Рядом — стенд с образцами яшм. Выставка 130-й свердловской школы, наших «академиков» по яшмам, проведшим ревизию более чем тридцати месторождений, л Последняя их работа — обследование Этутканского месторождения в Башкирии по заданию объединения «Уралкварцсамоцветы». Заключение ребят такое: у этутканских яшм большая трещиноватость — не дадут они высокого выхода сырца, но для небольших изделий могут быть использованы.
А вот еще мрамор. Вернее, мраморизованный известняк. Ни на какие другие не похожий — черный, как южная ночь! Его представили ребята из 92-й пермской школы. Конечно, он вызовет интерес у геологов…
Да, любопытного много и на сей раз. Редкий минерал мариканит — вулканический глаз, он есть только в СССР, нашли на Урале геологи из Челябинского Дворца пионеров. Школьниками 107-й челябинской школы в Ильменском заповеднике обнаружен неведомый ушковит. Сразу два новых минерала открыла юношеская партия из Копейска. Один из них, сребродольскит, найден в Ильменском заповеднике. Другой, копейскит, обнаружен в отвальной породе на старом терриконе угольной шахты. Ученые давно предполагали, что под действием горячих газов внутри отвалов угля могут образовываться новые, неизвестные науке минералы — плод технической деятельности человека. Копейскит похож на гранаты, с мерцающим блеском, но очень хрупок, боится воды; хранить его надо умело — он «тает». Минерал этот уже получили минералогические музеи Свердловска, Москвы, даже Парижа.
…Выставки, сколько бы их ни было на слетах, всегда вызывают чувство гордости вперемежку с каким-то восторженным недоумением. Как ни богат Урал, как ни изучен, а до сих пор он еще не весь открыт!



Перейти к верхней панели