Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

История не сохранила нам даты, когда впервые встретились Виссарион Белинский и Кирилл Горбунов. Возможно, поводом к знакомству послужило то, что оба родом были из Чембара. Может, свели их общие знакомые? Во всяком случае к лету 1838 года они были уже близки, вместе ездили в гости к Михаилу Бакунину. Тогда Горбунов и написал первый портрет Белинского.
Кирилл Антонович Горбунов был крепостным. Чембарская помещица Владыкина послала его учиться, чтоб иметь своего домашнего живописца.
В октябре 1839 года Белинский уехал в Петербург. Горбунов остался в Москве. Друзьями юного художника были московские литераторы, которые звали его просто — Кирюшей. В. П. Боткин сообщал Белинскому в Петербург:
«Кирюша познакомился с ним — Гоголь его оценил и полюбил. Он обещает ему непременно, что Брюллов примет его к себе учеником и возьмет в Италию».
Белинский же радовался, что дела Горбунова идут хорошо, но сомневался: сбудутся ли надежды его друга поступить учеником к Карлу Брюллову.
Наконец, в марте 1840 года Кирилл Антонович едет в Петербург. Вскоре судьба еще теснее сближает художника с Белинским. В ноябре Виссарион Григорьевич переезжает к Горбунову, который снимал комнату на 2-й линии Васильевского острова, напротив Академии художеств.
Душевное состояние Белинского в это время было крайне тяжелым. Каторжная работа в журнале Краевского, постоянное опасение быть привлеченным к суду или быть вызванным в III Отделение, громы негодования против каждой его  статьи со стороны реакционных журналистов…
А рядом с ним, бок о бок, жил и работал крепостной живописен.
Каким Горбунов видел своего друга в те далекие вечера, когда они оставались наедине? Они сжились быстро, хотя у каждого были свои привычки, свой уклад жизни, свои интересы. Но что-то общее и значительное связывало этих совершенно разных по характеру и но возрасту людей. Может быть, не раз внимательно приглядываясь к Белинскому, Горбунов мечтал перенести на холст или бумагу быстро меняющиеся его черты?
В 1843 году Кирилл Горбунов принимается снова за портрет Белинского.
И вот перед нами портрет человека. Задумчивость и непреклонность как бы застыли в его взгляде, в упрямо сжатых губах. В худом лице, в развороте головы — несломленность духа. Читая страницы его книг, мы, правда, в этом портрете не увидим, как он, по словам Тургенева, «торопливо и нервной походкой пробирался вдоль стен и с пугливой суровостью, свойственной нервическим людям, озирался вокруг». Не увидим его и воинствующим, с горящими глазами — «неистового» Виссариона. Но ведь и не всякий портрет человека передаст такое. Слишком многообразен, слишком неуравновешен был великий критик — то застенчивый, то гордый, то страшный в своем гневе. А то и такой вот — мудрый, спокойный, уравновешенный…
На снимке: В. Г. Белинский, портрет художника К. Горбунова, г 1843 год.



Перейти к верхней панели