Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Серьёзно с курьёзным

Лунная дорожка в «кошельке»
Сахалинские рыбаки славятся мастерством добычи. На каждую рыбу у них свои приемы. Среди разных способов промысла сельди  есть, например, и такой, когда ее берут «на фосфор».
…Те, кому приходилось выходить в море вечером или ночью, не могли не видеть светящиеся струи, обтекающие лодку. Но стоит остановиться, как свечение пропадает, будто его и не было. Причина этого интересного явления микроорганизмы — ночесветки. И там, где проходит косяк сельди, море загорается призрачным фосфоресцирующим светом — так морские светляки реагируют на движение воды.
Вот эту их особенность и используют рыбаки.
Темной осенней ночью сейнер выходит на промысел. На палубе выключены все огни, кроме ходовых. Не видно ни луны, ни звезд — они и не нужны. Пусть не обижаются поэты и влюбленные, но сейчас ночное светило — враг рыбаков. Свободные от вахты матросы пристально, до боли в глазах, всматриваются в бездонную глубину ночи.
Вот вдали тускло замерцало расплывчатое серебристое облачко. Косяк!.. Сейнер идет полным ходом — нужно успеть, пока косяк не залег на дно. Чем ближе скопление рыбы, тем больше и ярче делается облако на воде.
Не зевай, рыбак! Это не рыба — сама лунная дорожка, вдребезги разбитая на миллионы осколков, попала в кошельковый невод! Мечутся за бортом стремительные зигзаги молний, вскипают перламутровые фонтанчики. Бурлит море, плещется, шумит водопадом, а кругом — кромешная тьма… Удивительное зрелище — это волшебное свечение!
Рыбакам не до очарования, за богатый улов они платят бессонной ночью и свинцовой тяжестью мышц. Но вновь и вновь уходят в ночное море сейнера. Идут на поиски серебряного облака — за богатыми косяками сельди.
К. ЛАУБА

Что говорят ихтиологи…
Для Ямбурга сейчас заготавливается много гравия, который берется по профилям рек.
Вот что говорят по этому поводу ихтиологи.
Если «начисто» выбирать гравий, выскребать дно по всему профилю реки, это может привести к печальному результату. На равнинных реках вычищенное дно будет благом — создаются зимовые ямы для рыб; но при продвижении дальше, в гору, будет ущерб, и большой. Тяжелые грунты — щебень, валуны — и скорость потока не дадут рыбе подняться: первые же два оголенных переката станут для нее кладбищем. А до переката рыба, как в болото, будет откладывать икру, потому что весной течение прекратится — все будет выедено… Воспроизводства не будет, реки останутся без рыбы.
И это только потому, что со дна забрали гравий…

Человек-олень
…Ему, чемпиону России, аплодируют спортсмены Чукотки, Эвенкии, Сахалина… Сто пятьдесят участников соревнований в Ханты-Мансийске признали его превосходство. Александр Тосьманов, студент третьего курса Салехардского зооветеринарного техникума, перепрыгнул, поочередно, через 555 нарт! Далеко не каждый может продемонстрировать силу ног, крепких, как у оленя…
Александр Тосьманов — двукратный чемпион Российской Федерации по прыжкам через нарты, одному из национальных видов спорта.
Предки спортсмена занимались исконными делами народа ханты: рыболовством, охотой, пастушили в оленеводческих бригадах. И вопрос выбора профессии перед Сашей не стоял. Сегодня в оленеводстве Ямала средний возраст — 28 лет. На ровесников Александра старики возлагают заботу о традиционных отраслях производства.
Но не хлебом единым жив человек тундры… Традиционные игрища, от которых произошли национальные виды спорта, существовали с незапамятных времен.
Не случайно спортсмены Ямала шестой раз возвращаются чемпионами РСФСР. В округе уже сложилась система подготовки спортсменов высших разрядов.
А. ЛАПСУЙ

Дело предков
В дороге, когда бежит нарта, останавливает ее оленевод — прочищает оленям носы от сосулек, чтобы легче дышалось. Снег разгребет лопатой— поможет оленям добраться до ягеля…
Много тонкостей нужно знать оленеводу. Недаром на Севере говорят: жить надо начинать с оленем в обнимку. Оленеводы, например, плетут мауты — двухрядные, пятирядные. А есть и девятирядные — им не то что оленя, трактор можно удержать. И надо уметь их плести, знать, из каких шкур брать полоски.
Саамы — потомственные оленеводы. В Доме пионеров Лов-озера создан кружок «Юный оленевод», которым руководит Алексей Федотович Кириллов. Ребята отбирают оленей для своей упряжки, учатся ходить за ними, удало бросать аркан — а здесь нужна большая тренировка… В другом кружке потомственная оленеводка Анна Михайловна Сапельникова учит девочек шить традиционные саамские одежды, создавать узоры из бисера, кусочков сукна, кожи.
Не забывают ребята дело своих предков.

«Моторизованные» прыжки
У жителей Аляски традиционный вид спорта сегодня — езда и прыжки на санях. В езде участвуют и дети, и женщины. Устроители состязаний, которые обычно проходят в Анкоридже, выявляют трех победителей, считая и мужчин. К  прыжкам на санях женщины и дети не допускаются, особенно если сани — с мотором.
Рекорд для прыжков на санях с мотором—« взлететь» через 17 автомобилей. Автомобили при этом стоят впритирку…

Ямбург первый, Ямбург второй…
Название перспективной площади на севере Ямала и селения Ямбург — не ново. На карте России многие века значился город Ямбург… В четырнадцатом веке он был просто крепость Ям, в восемнадцатом стал Ямбургом, в двадцатом веке переименован в город Кингисепп.
А тюменский Ямбург, название мыса и селения в Тазовской губе, связан со своим «прототипом». В 1863 году экспедиция на шхуне «Таз» дала наименование губе. Селение же и мыс были названы в честь начальника
экспедиции И. Кушелевского, который был родом… из европейского Ямбурга.
Об этом, кстати, наш журнал уже писал.

Из рецептов арктической кухни
«Чай птички» — рецепт женщин-нанаек, которые заваривали чай из листьев ежевики.
Сэбярин — эвенкийское блюдо из медвежьего сала, сердца и печени. Готовилось на парадный обед.
«Беличья конфетка» — желудочек белки вместе с содержимым из очищенных орешков поджаривался на костре. Лакомство у народа ханты.
Картофельная тала — недавний рецепт нанайцев и ульчей: сырой мелкий картофель режется соломкой, на несколько минут опускается в кипяток,* добавляется соленая кета и растительное масло.
Урак — свежую рыбу потрошат,не солят, вздевают на деревянное  жало, дают стечь, затем кладут над жаром или дымом рядками — огонь разводят только из осины или тальника; держат, переворачивая, до готовности и кладут досушиваться на плетеных полках над костром. Манси обычно над огнем возводили крытые сушилки.
Рыба «колодкой» — тоже мансийское блюдо. Свежую рыбу — чебака, мелкого язя и др.— не разделывая, кладут в ящики слоями: слой рыбы, слой соли; сверху кладется доска с тяжелым грузом-гнетом. За две недели слизь из рыбы стекает, она просаливается; ее вынимают, промывают холодной водой, слегка просушивают — и рыба готова к употреблению.

Наши лауреаты.
По решению редакционной коллегии отмечаются лучшие публикации 1986 года и награждаются призами журнала «Уральский следопыт»:
документальный рассказ о пионере космонавтики Ю. Кондратюке «Зов космоса»
Оксаны Булгаковой (№ 4);
очерк «Степь рукотворная» Виктора Гребенникова (№ 6).
научно-фантастическая повесть Сергея Другаля «Василиск» (№ 4);
краеведческая публикация Галины Пашкиной «Кого рисовал А. С. Пушкин!» ( № 7);
приключенческая повесть Анатолия Ромова «Ротмистр авиации» (№ 11, 12).

НА ПРИЗ ЖУРНАЛА
Нынче была проведена четырнадцатая юношеская велогонка на приз журнала «Уральский следопыт».
Комментирует состязания молодых гонщиков главный судья соревнований Вячеслав Алексеевич Черемисинов, который, кстати, был и организатором этой традиционной велогонки:
— Прежде чем назвать призеров, хотелось бы сказать вот о чем. Гонка год от года обязательно должка быть живее, интереснее. Ко… работники Госавтоинспекции отводят трассу, как стол, ровную. По ней приятно прокатиться, но на ней не возникает острой, азартной борьбы. Нет спусков, подъемов, крутых поворотов. Более сложная трасса помогает и повышать мастерство.
Теперь — о победителях. Выпускник школы Павел Пазлов (г. Асбест) был самым активным на всех этапах, включая финишный. За ним — первое место. Призерами стали также Сергей Радионов (Свердловск) и Александр Рукавишников (Магнитогорск).
Команда «Труд-1» (спортсмены Уралмаша и Асбеста) завоевала переходящий приз-кубок журнала «Уральский следопыт».

Ансамбль «Уэлен»
Участники чукотско-эскимосского ансамбля «Уэлен» побывали нынче в Гренландии. Они продемонстрировали свое национальное искусство, провели много встреч, приобрели новых друзей на другом континенте.
Гренландские эскимосы — сильный и красивый народ. Но им не удалось донести до сегодняшнего дня свое фольклорное искусство: европейская культура, нахлынувшая на континент с господством Дании, задавила творческую самобытность этого северного народа. Гренландцам было удивительно, что на огромных пространствах арктического побережья нашей страны сберегаются и расцветают таланты небольших по численности народов, сохраняются древние промыслы; что этому учат детей в кружках художественного творчества; что самодеятельные ансамбли могут выступать на сценах Дворцов культуры и даже ездить на гастроли. Эскимосы Гренландии узнавали в выступлениях «Уэлена» ритуальные танцы — то, что было корнями и их национального искусства…
Концерты чукотских самодеятельных артистов показывались по телевидению, записывались студиями грамзаписи.
Счастья нищенские крохи
Мой народ ценить умеет.
Но считалось, что сполохи —
Это вестники несчастий.
И едва прекрасный танец
Возникал в вечернем небе,
Завывали псы, пытаясь
Разорвать тугую упряжь,
Бормоча свои угрозы,
Бил шаман в священный бубен
И в испуге эскимосы
Разбегались по ярангам…
Так невежество сгущалось,
Обволакивало души,
Даже в мыслях запрещалось
Восхищаться красотою!
Мне сегодня вновь не спится —
Что там в небе полыхает?..
Это женщины-зарницы
Пляшут в праздничных камлейках!..



Перейти к верхней панели