Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

"Игорь на Дону вои ведет..."

Кто читал «Слово о полку Игореве», помнит, как сзывал Игорь доблестных князей идти на землю половецкую, как откликнулся ему племянник Святослав Ольгович из Рыльска, и поднял стяги в Путивле сын Владимир, и милый брат Всеволод держал оседланными коней у Курска…
К Дону вел Игорь войско свое.
Ипатьевская летопись свидетельствует: «…Игорь Святославович, внук Олегов, выступил из Новгорода месяца апреля в двадцать третий день, во вторник».
Именно в этот день, с той же исходной точки началась экспедиция украинских энтузиастов с целью повторить путь, пройденный дружиной Игоря. Поход был максимально приближен к аналогу восьмисотлетней давности. Накануне были завезены автомашинами лошади в город Новгород-Сиверский Черниговской области, были сверены все параметры движения Игорева войска, упомянутые в «Слове…». Результатом украинской экспедиции будут точные сведения — сколько километров на каком отрезке пути проходили в день наши предки-славяне, воины Древней Руси.
Восстановить маршрут дружины князя Игоря взялись спортсмены конной секции колхоза «Радяньска Украина» Котелевского района Полтавской области. Вот кто участвует в походе: Иван Гармаш — механизатор, Виктор Санько — шофер, Мяло Алексей — тракторист, Мяло Геннадий — шофер, Зина Таран — студентка педагогического института, Валерий Золотоус — первый секретарь Котелевского райкома комсомола и тот, кто пишет эти строки,— ветеринарный врач колхоза, руководитель конной секции Владимир Овчаренко. Еще двое полтавчан присоединились к нам — Владимир Музыченко и Сергей Букренко. Маршрут полков князя Игоря имеет две версии. Обе предстоит проверить отряду конников — версию академика Б. А. Рыбакова и версию профессора М. Ф. Гетманца. Вторая — наиболее сложна, поэтому с нее и начали.
Первая экспедиция оставила позади Глухов, Шостки, Путивль Сумской области, Курскую и Белгородскую области. Шестнадцатидневный поход закончился в г. Изюме Харьковской области. Под копытами скакунов осталось более 700 километров дорог.
«Возносясь с полей на горы», ехали конники к синему Дону, слышали, как ночи наполнялись стенаниями птиц, «свист звериный веста»… Наш отряд тоже слышал этот свист звериный — свистели байбаки в степи под Бурлуком на Харьковщине…
Одна из главных задач экспедиций — уточнить место битвы Игоревой дружины с половцами. Река Каяла — название легендарное. Одни исследователи ведут его от тюркского «каялы», что значит «скалистая», и не исключают, что Каяла может быть реальной рекой. Другие ученые считают, что Каяла — просто метафорический символ, от глагола «каяти» — клясть, проклинать то место, где сразу четверо русских князей были пленены. В самом же «Слове…» подтверждается, что река эта половецкая и по названию, и по месторасположению, и хотя нерусское слово обыграно символически — погибель, крах,— но Каяла так же реальна, как Волга, Стугна, Сула, Двина и другие реки, упоминаемые в тексте.
После двух экспедиций украинских спортсменов станет более ясно, куда мог дойти князь Игорь со своими полками и какую реку по праву можно назвать Каялой.
Не исключено, что в союзных туристских маршрутах появится еще один — заманчивый, поэтический, восстановленный из глубин веков, из старины русской — путь дружины князя Игоря.



Перейти к верхней панели