Рейтинг@Mail.ru
О том, кто изобрёл велосипед

1988 08 август

О том, кто изобрёл велосипед

Автор: Довгопол Виталий

читать

В последнее время в печати появилось несколько публикаций, в которых делается попытка поставить под сомнение то, что велосипед изобрел уральский мастеровой Артамонов. Иные авторы считают, что и самого Артамонова вообще не было...
Первые сведения о велосипеде Артамонова содержатся в книге  В. Д. Белова «Исторический очерк уральских горных заводов», изданной в Петербурге в 1896 году. На стр. 62 читаем: «Во время коронования императора Павла (ошибка, нужно: Александра.— В. Д.), следовательно, в 1801 году, мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретенном им велосипеде, за что, по повелению императора, получил свободу со всем своим потомством».
Данные Белова не подвергал сомнению уральский краевед И. Я. Кривощеков, автор «Словаря Верхотурского уезда Пермской губернии», вышедшего в Перми в 1910 году. Он же исправил ошибку Белова: в 1801 году короновался не Павел, а Александр I.
Каковы же доводы авторов, которые оспаривают В. Д. Белова? Так, например, московские исследователи Л. Майстров и П. Вилинова в статье «О велосипеде Артамонова» («Вопросы истории естествознания и техники», 1983 г., N° 1) пишут: «Само сообщение до сих пор не нашло никакого подтверждения ни в. архивных документах, ни в печати тех лет, ни в мемуарной литературе». И далее: «Нельзя считать доказательством сообщения В. Д. Белова и И. Я. Кривощекова, сделанные через 100 лет после предполагаемых событий». А чтобы безапелляционные утверждения не выглядели слишком одиозными, авторы прибегают к такому рассуждению: «В настоящее время нельзя дать однозначный ответ на вопрос об изобретении велосипеда в России в начале XIX в. Теоретически нет невероятного в том, что создание или усовершенствование самоката, а затем и велосипеда могло происходить в России раньше, чем на Западе, и что в этом деле могли принимать участие уральские мастера. Однако подобные утверждения должны подтверждаться архивными документами, свидетельствами печати того времени, воспоминаниями современников».
Научные сотрудники Нижнетагильского историко-революционного музея Т. Комшилова и С. Клат в статье «Велосипед Артахмонова: легенды и документы», опубликованной в газете «Тагильский рабочий» 14 и 18 марта 1987 года, говоря о заслуживающих внимания данных о велосипеде Артамонова, в заключение пишут: «Не может считаться выясненным и вопрос об источнике, на который ссылается В. Д. Белов. Если допустить, что факт, приведенный им, имеет под собой реальное основание, встает вопрос о конструкции упомянутого им велосипеда».
И здесь делается попытка поставить изобретение велосипеда уральским мастеровым Артамоновым под сомнение лишь на том основании, что данных, более ранних, чем сообщение В. Д. Белова, не найдено.
Еще дальше пошел московский профессор В. С. Виргинский. В статье «Истории не нужны приписки», опубликованной в газете «Тагильский рабочий» 8 ноября 1987 года, он пишет: «В итоге авторитетных и многолетних проверок историческое существование Артамонова оказалось ничем не доказанным. По-видимому, это просто выдумка Белова».
Таким-то вот образом профессор В. С. Виргинский, не прибегая к сколько-нибудь убедительным доводам, «опровергает» сообщения В. Белова и И. Кривощекова.
Кто же такие В. Белов и И. Кривощеков и можно ли полагаться на их авторитет?
Белов рос в семье служащих нижнетагильских заводов Демидова, где его отец длительное время, в  середине XIX века, работал управляющим заводской конторой. В сентябре 1871 года Белов был принят в действительные члены Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), систематически изучал и хорошо знал экономику и историю горнозаводского Урала. Работал он и управляющим Главной С.-Петербургской конторы заводчиков Демидовых. Имел степень кандидата прав.
Позднее Белов стал уполномоченным Лысьвенских заводов графа Шувалова. В томе IV Большой Энциклопедии издательства «Просвещение» (1896 г.) сообщается: «Белов В. Д., экономист, действительный член общества содействия русской промышленности и торговли». Здесь же дается список ряда его работ.
Известны следующие работы Белова: «Наши пути сообщений» (вместе с Д. Рыбаковым), «Записка о мерах для развития горнозаводского дела», «Петр Великий как основатель русской промышленности», «Чердынская горнозаводская промышленность», «Записка о казенных горных заводах», «Исторический очерк Уральских горных заводов».
Умер В. Д. Белов 17 апреля 1910 года в Петербурге. «Пермская земская неделя» 6 мая 1910 года писала: «Покойный в течение многих лет весьма близко стоял к горнозаводской жизни Урала, он был участник первых съездов горнопромышленников, известен был на Урале литературными работами, посвященными выявлению экономического положения населения Урала. В последнее время В. Д. Белов напечатал ряд статей о кризисе, постигшем Уральские горные заводы». В «Трудах комиссии по исследованию кустарной промышленности»  (вып. XVI, СПБ, 1887) помещена статья Белова «Кустарная промышленность Урала в связи с горнозаводским делом», материалы этой статьи использовал в своих трудах B. И. Ленин.
Белов был крупнейшим исследователем и знатоком экономики и истории горнозаводского дела на Урале, и нет оснований не доверять его публикациям о велосипеде Артамонова. Возможно, он воспользовался устными, но достоверными преданиями по этому вопросу, которые являются своего рода исторической летописью.
В своей книге, сообщая об Артамонове, Белов пишет: «Без сомнения, приведенными указаниями не исчерпывается ряд изобретений горнозаводских мастеровых; этим весьма важным и интересным вопросом никто никогда не занимался; многое, что было придумано и проделано этими тружениками, подобно интересным опытам Макарова (по получению литого железа.— В. Д.) погибло для нас навсегда. Но тем важнее было бы собрать то, что еще уцелело в заводских архивах и народных преданиях; время сотрет и эти последние следы того интеллектуального и притом народного труда второй половины XVIII и первой половины XIX века».
В монографии Академии наук СССР «Коми-Пермяцкий национальный округ» (1948 г.) И. Я. Кривощеков назван «выдающимся знатоком истории, географии и этнографии пермского края», родился он в селе Кудымкар Соликамского уезда Пермской губернии, всю жизнь работал в пермском крае. Невозможно представить, чтобы крупный исследователь без анализа, необдуманно мог сообщить данные об Артамонове.
В публикациях В. Д. Белова и И. Я. Кривощекова нет данных о конструкции велосипеда Артамонова. Но известный исследователь истории техники на Урале профессор А. Г. Козлов считает, что велосипед был двухколесный, металлический (БСЭ, изд. 3, т. 2, с. 258).
По данным пермского краеведа А. К. Шарца, И. Я. Кривощеков в 1914 году в поселке Суксунский завод (основан в 1729 г. Акинфием Демидовым) обнаружил могилу Артамонова, на которой стоял деревянный крест с изображением человека на самокате и вырезаны даты: 1776—1800—1841. По данным А. К. Шарца, последние годы жизни Артамонов работал на Суксунском заводе, где и умер в 1841 году.
Следует отметить, что по инициативе научных сотрудников Нижнетагильского историко-революционного музея Т. В. Комшиловой и C. А. Клат центральной лабораторией  Нижнетагильского металлургического комбината и лабораторией аналитического контроля Уральского научно-исследовательского института черных металлов сделан химический анализ металла от макета велосипеда, хранящегося в Нижнетагильском музее, и образца сварочного железа начала XIX века с клеймом «ССАД». Установлено, что металл макета велосипеда уже мартеновский. Кроме того, оба образца имеют повышенное содержание меди. До начала XX века природную медь в повышенных количествах содержало уральское железо из руд Высокогорского и Ауэрбаховского месторождений. Последнее начали разрабатывать в конце XIX века для Надеждинского металлургического за вода.
Это подтверждает, что макет велосипеда, поступившего в 1923 году в Нижнетагильский музей из Верхотурского музея, сделан из уральского мартеновского железа не ранее 1870 года. Так как он был изготовлен в память артамоновского велосипеда, то и должен храниться и дальше в Нижнетагильском музее  как народный памятник изобретателю велосипеда — Артамонову.
На основании данных В. Д. Белова и И. Я. Кривощекова, А. Г. Козлова и А. К. Шарца следует считать: Артамонов (1776—1841 гг.), крепостной мастеровой уральских заводов, в 1800 году построил двухколесный металлический велосипед. Разумеется, данные об Артамонове нужно уточнять и дополнять, но совершенно недопустимо стремление устранять имя Артамонова голым скептицизмом из истории отечественной техники,

читать
Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru