Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Герой фильм а поймал не в меру разбушевавшуюся перед закланием курицу и резким движением засунул ее голову под ее же крыло. Ошеломленная курица не двинулась. Последовал пас руками и приказ: «Спи!». Так на глазах у зрителей совершилось чудо. Последнее слово можно было бы закавычить. Дело в том, что герой фильма выдал за чудо обыкновенный гипноз. Однако авторы фильма не солгали: курица уснула.
Распространению сведений о гипнозе животных в России и на Украине в начале XX века способствовал врач Д.М.Кавунник (переводчик книг по этому вопросу и автор оригинальных работ). Физиолог В.Я. Данилевский ставил эксперименты на животных и пришел к выводу, что явление это можно сравнить с шоком, тормозящим мышление и волю. В дальнейшем все русские ученые шли к разгадке феномена непроторенными путями.
Так, в начале нашего века один забытый русский писатель после путешествия в Индию описал ловлю птиц. Охотник берет небольшую жердочку и, повертев ее в руках, словно полируя, прикрепляет футах в двух от земли на ближайшем к нему кусте. Затем ложится неподалеку и терпеливо всматривается в птицу. Глаза его, по свидетельству очевидца, принимают такое выражение, которое можно сравнить только со взглядом змеи на свою жертву. И деятельная птица вдруг останавливается, начинает прислушиваться, приглядываться. Склонив голову набок, остается несколько секунд неподвижной. Потом, встрепенувшись, силится улететь. Иногда и улетает, но бывает это крайне редко. Обыкновенно птица начинает бочком приближаться к жердочке, явно нехотя, влекомая насильно. Ее перья взъерошены, она тихо и жалобно попискивает, а все же продвигается «нервными» скачками… Наконец, она возле жерди. Одним скачком вспрыгивает на палочку — и судьба ее решена. Она уже неподвижна, сидит, как приклеенная.
Многие животные испытывают состояние «приклеенности», и не только птицы или пресловутый кролик перед удавом.
Издавна, работая с животными в этом направлении, человек отрабатывал методику страха, которая, по его представлению, вызывала паралич волевых центров.
Вероятно, первый описанный в литературе эксперимент такого рода проведен в первой четверти XVI века. Перед клювом связанной птицы проводили меловую черту. Животное впадало в оцепенение. Затем подход к экспериментам стал мягче — в конце прошлого века такое же состояние у птиц вызывали, фиксируя их внимание на каком-либо предмете. В. Я. Данилевский добивался желаемого так: придавал животному противоестественное положение, удерживая его с полминуты, пока оно не успокоится. После этого птице можно было придать самую вычурную позу, и она продолжала оставаться недвижимой. Мало того, в таком состоянии она не реагировала на уколы. Именно этот элементарный опыт и был продемонстрирован в художественном фильме «Агония» с курицей, которую загипнотизировал по ходу действия поп-расстрига.
Опыты по усыплению кур, индеек, кроликов проводил известный советский ученый А. П. Слободяник. А. Ф. Вельгиши (Венгрия) в шестидесятых годах гипнотизировал крупных животных, находящихся в неволе, таких, как львы, медведи.
Одно из самых близких человеку существ — кошка. Нельзя не сказать о ней. Иногда моя Шурка становится в позу (как я это называю) «охотящегося гепарда» : втянув голову в плечи, не мигая, бесшумно перебирая лапами, почти не касаясь пола, она, глядя глаза в глаза, «наплывает» на меня, совсем как гепард на жертву. Зрелищ  приводит в восхищение. Я испытываю легчайшее оцепенение. Еще бы — идет охота на меня. Это домашнее, но такое вольнолюбивое животное и в миллионном поколении не утратило воспоминания о приеме охоты, идущем из глубокой древности, из дикого состояния! Мало того, поведение кошки гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд,— она «выбрала» из арсенала воспоминаний гипноз — для заведомой игры!
Когда я вижу кошку на руке известного дрессировщика (одного из немногих, обратившихся к работе с животными, к которым мы очень привыкли и чаще всего в них не видим ничего интересного) в позе, которую можно приписать каталептическому состоянию, мне ясна природа этого тренажа. Осознанно ли это и на каком уровне — другой вопрос.
Уверена, среди огромной династии наших самых прославленных дрессировщиков был не один представитель, применявший гипноз. Передан ли этот опыт нынешним поколениям? Ведь использовался не только очаровательный рефлекс енота-полоскуна, подсмотренный в природе, и не только поощрение рыбой красавца-эквилибриста морского льва … Все это было бы слишком просто.
Нельзя умолчать и об умении полностью овладевать животным, порабощать его волю представителями одной из загадочных наций — цыган. Рассказы пасечников и баштанников идут из давних времен…  Сколь бы злой ни была собака, охраняющая арбузы в степи, всегда находился цыган, который в открытую шел на нее, глядя глаза в глаза (хотя большинство натуралистов не рекомендует так смотреть на зверя, чтобы это им не было воспринято как «иду на ты»). Подходит к ней, что-то приговаривая, уже поглаживая ее, дрожащую, подрагивающую, едва владеющую собой, потерянную. А взаимоотношения представителей этой нации с лошадьми!.. Отдельное повествование…
Известны случаи использования медикаментов при первичной гипнотизации в целях лечения. Обширен арсенал таких средство бездвижения и у животных. Мало того, кроме ядов, они используют электричество, ультразвук, причем даже не для убийства, а именно для временного обездвижения. Большинство животных, служащих пищей зубатым китам, передвигаются с гораздо большей скоростью, чем гиганты. Да к тому же и зубы китов настолько редуцированы, что не могут служить для захвата движущейся добычи. Питаясь головоногими, кит должен догнать жертву, передвигающуюся со скоростью 50 км в час. Такие энергозатраты для него невосполнимы. Так что же происходит? В начале шестидесятых годов было высказано предположение, что киты имеют акустическое оружие для обездвиживания объектов охоты. Затем последовали эксперименты, доказавшие верность этого предположения на дельфинах. В водах, омывающих Аргентину и Мексику, дельфины пасли стаи хамсы. Причем рыба была столь «сонной», что рыбаки могли выхватывать ее из воды руками. А дельфины, делая заходы внутрь стаи, схватывали сразу по нескольку рыб.
Если суть гипноза по отношению к человеку — во внушении, вызывающем особое состояние, если главную роль во всем этом в большинстве случаев играют слово и взгляд — то как же далеко лежит родственное ему физиологическое состояние, например, описанное в случае с дельфинами и хамсой! И тем не менее — родственное?..



Перейти к верхней панели