Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

ОСТРОВ  КОЛЮЧИН
Сергей КОРНИЕНКО
До острова было мили две. По каналам чистой воды среди льдов наша баржа пробиралась к острову Колючин. Каждому острову, как и кораблю, присущ свой отличительный признак. И если наш пароход плывет под флагом «браво», что означает наличие на борту огнеопасного груза, то у острова Колючин имеется свой опознавательный знак — Флюгер Вильда с Розой Ветров, Он установлен на самом высоком месте острова, бог знает с каких времен,— этот покосившийся столб с вбитым в него металлическим стержнем, на котором нашлось место и восьми лучам Розы Ветров, и двум флюгерам.
Мы выгрузили треклятые бочки с соляркой и поднялись наверх по крутой каменистой тропе, чтобы посмотреть, как живут полярники на этом диком камне, вылезшем из вод мелкого Чукотского моря. Ведь не моржи же они, не тюлени эти люди, не ссыльные. И не старатели, которые разгребают золотую жилу… Кто же они? Какие?
В ветхом доме, в рабочей комнате с рацией, которую полярники упорно называют по-морскому радиорубкой, мы смотрели фотографии из архива зимовщиков Моржи на льдинах, белый медведь прямо на площадке, черные пароходы среди льдов и какие-то веселые люди в мохнатых шапках, скорее всего моряки, вертолетчики и кто-то еще из заплывших или залетных.
Начальник полярной станции Юрий Данилович Ежов понимал, что времени у нас не густо, и потому спешил показать как можно больше, чтобы мы хоть отчасти поняли жизнь на этом крохотном пятачке суши, а значит, и их, полярников, жизнь. Кроме фотографий на столе были собраны все богатства острова: полупрозрачные халцедоны и сердолики, моржовые зубы и обломки клыков, выброшенные морем. Самые молодые полярники Андрей Меринов и Костя Карпенко принесли из кладовой несколько кайровых яиц — больших, зеленовато-голубых, с темными метками…
Замечательный это был с тол— без привычной снеди накрытый для глаз и души! Мы не успели толком рассмотреть все эти сокровища, а Ежов почти приказал нам:
— Берите на память что хотите…
Он знал, что ни в каком киоске не купишь таких сувениров.
…На вид Ежову лет шестьдесят, и никак он не походил на полярника в идеальном нашем понимании: этакий дуб несогбенный, весь в коже и мехах, с квадратным подбородком и мужественными складками возле губ… Наоборот: очень невыигрышная фигура была у Ежова, да и весь вид: ботинки из грубой кожи, брюки какие-то жеваные, рабочие, пиджачок куцый и шапка зимняя, казенная, с кожаным верхом. И только в широких жестах, внутреннем достоинстве и уверенности в себе угадывалась натура сильная и незаурядная.
Оказалось, Ежов отдал Арктике тридцать пять лет жизни.
— Два года назад распрощался с Севером, уехал в Москву, у меня там квартира. Но не смог в большом городе приспособиться… Жизнь там со всех сторон обижает. А заповедников для нас, северян, пока не строят…
Если у кого-то к исходу пути в послужном списке на первом месте значатся должности, награды и звания, то у полярника Ежова годы жизни упрятаны за географическими названиями, теми точками на карте, где довелось ему зимовать. Остров «Правды» в Карском море, мыс Желания на Новой Земле, бухта Тихая на Земле Франца-Иосифа, мыс Болванозский Нос на острове Вайгач, мыс Харасавэй, мыс Марессаля, мыс Белый Нос, остров Виктория…
Да… тесно после всего этого в городской квартире.

МОРСКОЙ ТЯЖЕЛОВЕС
Супертраулер? Плавбаза-гигант? Огромный ролкер?.. И ни то, и ни другое, и ни третье — это просто сравнить не с чем.
Первый в СССР перевозчик плавучих буровых установок и крупногабаритных тяжеловесных грузов получил название «Трансшельф». На рейде Корсаковского порта это необычное судно заинтересовало даже видавших виды мореходов. А прибыло оно в распоряжение Дальневосточной морской нефтегазоразведочной экспедиции глубокого бурения.
Судов подобного типа во всем мире не наберется и десятка. Построено судно в Финляндии, оснащено самым современным навигационным оборудованием, спутниковой связью и… настоящей, финской сауной.
«Трансшельфу» уже приготовили работу: он повезет на своем «горбу» установку «Шельф-6» от Сахалина к берегам Социалистической Республики Вьетнам. Не будь нового судна,— к буксировке пришлось бы привлечь три вспомогательных, и тянули бы они туда буровую около месяца. А новичок выполнит эту сложную операцию за двенадцать дней.
В. АРНАУТОВ

ГДЕ ПРИЗЕМЛИТСЯ «ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА»?
Архитекторами Северного Сахалина предложен проект четырехквартирного дома с зимним садом. Эскизный проект был отмечен премией Всесоюзного конкурса на разработку жилых домов для строительства в районах Крайнего Севера. Дефицит общения, по мнению архитекторов, главный источник многих бед. И дом, зимний сад с внутренней галереей, куда выходят двери всех квартир, должен стать центром, объединяющим живущих в нем людей. Причем квартир можно компоновать и гораздо больше. Такой дом напоминает по форме «летающую тарелку». Он удобен для строительства в небольших поселках, на нефтеразведках, и е принципе годен для строительства на базе МЖК.
Сахалинские геологи уже заказали два таких дома. А горком комсомола в Охе предложил место будущей застройки — на берегу залива Кеуту. Место это очень суровое, на берегу Охотского моря, и вновь спроектированный дом должен еще доказать, что способен создать высокую комфортность проживания в экстремальных условиях.
Н. ГАЛИНА

«ИЗ ПЕНЫ МОРСКОЙ РОДИЛАСЬ АФРОДИТА…»
Лаборатория по изучению морской пены есть в Одесском отделении Института биологии южных морей. Были проведены исследования в разных районах Мирового океана — в Персидском заливе, у берегов Антарктиды и Экваториальной Африки, в открытой части Тихого океана. Совместные исследования одесских и дальневосточных ученых подтверждают, что живые существа всеми силами стараются остаться у поверхности пленки: в пене живут бактерии, личинки моллюсков, червей и рачков, икра и мальки некоторых рыб. В пене обнаружилось много питательных веществ — фосфор, аминокислоты, витамины… Пена — колыбель жизни!
Работы исследователей имеют не только важное научное значение, но и представляют практический интерес. Разбавленная пена оказалась прекрасным стимулятором роста. Ячмень, кукуруза, овес, пшеница, политые водой с добавкой пены, растут гораздо быстрее, чем обычно. А некоторые люди считают купания в морской пене целительными… Не зря же древние греки вывели именно из морской пены свою богиню красоты!
Б. РОЗИН

ПАМЯТЬ О ГЕРОЕ
Газета «Красная звезда» за 1923 год так рассказала о последних часах жизни Сергея Лазо: «Товарищи Лазо, Луцкий и Сибирцев, находились в помещении следственной комиссии. Арестованные охранялись с усиленной бдительностью. Несмотря на караулы, некоторым заключенным удалось бежать. Представилась возможность ухода и Лазо — бежать ему предлагал товарищ Колесниченко, приезжавший в заключение вместе с иностранным представителем. Лазо сказал, что примет это предложение только в том случае, если будут выведены все члены Военного совета. Всех же вывести одновременно, очевидно, не представлялось возможным…».
Первый памятник герою гражданской войны Сергею Лазо был поставлен во Владивостоке, в сквере возле театра. В августе 1945 года, когда в городах и селах Приморья было объявлено военное положение, сходство исторических ситуаций всколыхнуло и память о герое, павшем от рук самураев. И именно в августе 45-го было принято решение установить памятник во Владивостоке.
В честь сорокалетия Советской власти, уже в 1957 году, поставил у себя памятник герою гражданской войны еще один приморский город — Партизанск.
Э. БОНДАРЕВА

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
Президент японского агентства «Кокусай боэки цусин» господин Цучия Юго вручил специальные призы группе работников ресторана «Интурист» в Хабаровске — за успехи в приготовлении блюд по рецептам японской кухни. Два дня в залах ресторана «Интурист» проводился конкурс поваров. Один из столов в зале назывался «японский». Блюда — соба, ромэн, темпура, сазан запеченный — готовила группа под руководством Зинаиды Скляровой.
Ресторан «Интурист» первым в Хабаровске ввел в меню экзотические блюда соседних стран. А в прошлом году открылось кафе «Восточное». Здесь предложат кимчи — капусту с острейшими приправами, манты, рисовые сладости и другие блюда корейской кухни. Кафе — кооперативное. Чтобы не зависеть от рынка, кооператоры создают свое подсобное хозяйство, где будут выращивать овощи.
Ведутся переговоры с представителями соседней китайской провинции Хейлунцзян об открытии в Хабаровске ресторана китайской кухни, а в Харбине — ресторана русской кухни.
Б. ИВАНОВ

ДЕДУШКИНЫ СКАЗКИ
Эппилючин стар, а его родное село Ваеги молодо. Бегают внуки в школу, уезжают учиться в города. Болит сердце у Эпгшлючина — все меньше молодых парией остается в тундре пасти оленей. Болит сердце — забывают они родной язык… Как передать им душу народа, как сохранить для них все, что испокон веков было дорого?
Первые свои сказки Эппилючин рассказал внучатам. Что видел, прожил, продумал и придумал — все складывалось в красочную историю. А потом Эппилючин некоторые свои сказки записал. И принес в Ваежский фольклорный ансамбль «Тополинка».
Недавно по одной из сказок поставлен спектакль «Черт, владыка и ребенок». О чем она? О вечном… О том, что скоро прилетят птицы, и тундра раскинется под ногами пушистым ковром, у мирного очага соберутся гости, и северный олень будет радоваться солнцу.
Бегут стайками ребятишки к клубу: «Сегодня дедушкину сказку покажут!» И старый сказочник улыбается: придумал все-таки он, куда вложить душу, чтобы чукчи ее не потеряли.
Г. НАДИЕВА

ПИХТОВОЕ МАСЛО… ИЗ ОТХОДОВ
Когда заготавливают древесину, почти все стараются пустить в дело: древесная «мелочь» идет на товары народного потребления, корни — на изящные поделки, хворост — на растопку… А что делать с хвойной лапкой? До нынешнего года она шла в отходы, за исключением той малой части, что скармливалась в качестве витаминной добавки крупному рогатому скоту. Между тем в хвое пихты — целые кладовые пихтовых масел, которые, по мере засыхания срубленных веток, в прямом смысле улетучивались в воздух.
В Красногорском мехлесхозе смонтировали и запустили в работу установку для выпуска пихтового масла. С тонны хвойной лапки выход «чистой» продукции составляет всего десять килограммов. Но расфасованные 50-граммовые упаковки на прилавках ничуть не залежались, и выгода предприятию оказалась хорошая.
Блинов на пихтовом масле не испечешь. Используется оно не в кулинарных, а в медицинских целях: целебные свойства хвои, пихтового масла известны издавна. А кроме того, добывается побочный продукт — флорентинская вода для добавки в рацион домашних животных. Соседи сахалинцев хабаровчане уже попробовали ее и утверждают, что сохранность молодняка значительно повысилась
Н. ДАНИЛОВА

МАСШТАБЫ ЭГВЕКИНОТА
Удивительный поселок — Эгвекинот. Он встречает солнечными лучами, которые отражаются от заснеженных склонов и преломляются в водах залива Креста, создавая картину неповторимую и радостную. А войдешь в сам поселок — тоже посветлеешь лицом… Доска на центральной улице гласит: «Улица Ленина — от Тихого до Ледовитого». Подивишься, потом выедешь за поселок и увидишь большую металлическую арку с надписью: «Северный полярный круг».
Такие масштабы у Эгвекинотаодного из крупнейших портов на северо-востоке страны, который дает начало почти тысячекилометровой трассе, протянувшейся от Тихого до Северного Ледовитого океана…
В. ГЕНДЛИН



Перейти к верхней панели