Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Бешеный шквал набросился на Хабаровск… Будто невидимый великан сдувал кровли, как пылинки,— со свистом проносились квадратные пластины рубероида, черные ленты толя… Рассвирепевший великан выдергивал, как траву, мощные деревья. Многие хабаровчане до сих пор помнят эту ночь с 18 па 19 августа 1979 года, когда над городом пронесся тайфун «Ирвинг».
— Это был первый тайфун, который мы наблюдали с помощью космических средств связи, рассказывала Нелли Николаевна Максимова, работница Дальневосточного регионального центра приема и обработки спутниковых данных. Он пришел от Филиппинских островов. Вся биография его «путешествия» отражена вот здесь, в фотографиях со специального космического спутника…
Чаще всего тропические циклоны зарождаются в пассатной зоне, между 10-м и 20-м градусами шпроты в обоих полушариях Земли, над теплыми участками поверхности океана, где вода прогревается до 28 градусов. Ниже 5 градусов широты циклоны не встречаются.
— …Почему? Вблизи экватора практически отсутствует отклоняющая сила вращения Земли,— говорит Нелли Николаевна.
— Получается что-то вроде вентилятора?
— Совершенно верно! Слово «циклон» греческого происхождения, оно означает «кольцо змеи» — еще древние подчеркивали круговое движение воздушных масс в циклоне. А вот слова «ураган», «тайфун» на языках аборигенов островов Карибского моря, Центральной Америки, жителей Юго-Восточной Азии означают «сильный ветер». Никогда не видели глаз тайфуна? Посмотрите…
И точно: из косматых завихрений на снимке выглядывает белый «глаз». На фотоснимке он не больше зернышка проса, а на самом деле — это несколько десятков квадратных километров полного штиля, ясного солнца и голубых волн. Вокруг беснуется океан, небо сходится с землей, но в «глазе бури» — все спокойно. Как, в принципе, спокойна ось вентилятора, вокруг которой крутится пропеллер.
Тропических циклонов и тайфунов на Дальнем Востоке бывает немало. Из «знаменитостей» последних лет нельзя не вспомнить тайфун «Орхид». В 1980 году он пронесся над Японскими островами и Южной Кореей; сутками позже ощутили его и жители Хабаровского, Приморского краев, Сахалина. Шли сильнейшие — вот уж действительно, как из ведра !—дожди, ветер достигал ураганной силы, до 33 метров в секунду. Хотя эта скорость — чепуха по сравнению, например, с урагапом «Аллен », который несся со скоростью 70 метров в секунду.
Семь тропических циклонов-тайфунов 1985 года оставили по себе недобрую память в прибрежных районах Вьетнама и Китая. Тайфун «Ли», разбушевавшийся над Корейским полуостровом, проник в Приморье уже ослабевшим и все-таки навредил и нам: обильные дожди никак не способствовали уборке урожая. Тайфун «Салинг» унес жизни более шестидесяти жителей острова Лусон на Филиппинах, причинил ущерба более чем на 700 миллионов песо. А ураган «Кейт», напавший на остров Кубу и полуостров Флориду, оказался одним из самых свирепых за последние 50 лет, из зон бедствия эвакуировано было более миллиона человек.
Гигантские «вентиляторы», хотя и не всегда бешеной силы, регулярно продувают и восток нашей страны. Вот почему важно вовремя узнать о них, приготовиться к встрече. О приближении тайфунов, траектории их полетов, характере помогают узнать прогнозы из космоса. Бессменную вахту несут неутомимые «Экраны», «Молнии», «Горизонты»… Трудно представить работу нынешних предсказателей погоды без помощи спутников. Система из двух метеорологических спутников, плоскости которых пересекаются под углом 100 градусов, позволяет в течение суток собирать данные с 70—80 процентов поверхности Земли. Так что тайфуну или циклону трудно ускользнуть от современного метеоролога.
Привыкать к стихийным бедствиям не хотелось бы. Но что поделаешь… На Дальнем Востоке циклоп, тайфун, гигантская океаническая волна цунами — не редкость. Лучше наблюдать их из космоса, не на земле… Вот, например, для Тихого океана характерны торнадо — что-то вроде гигантского смерча, скорость которого иногда превышает 380 километров в час. Торнадо — сила совершенно непредсказуемая: она может подхватить человека, перенести по воздуху и осторожно поставить на землю: а может поднять вверх железнодорожную платформу и брякнуть ею изо всех сил. Торнадо случаются во многих странах, но нигде нет более свирепых, чем в Соединенных Штатах. Обычно здесь их отмечается более семисот, к счастью, на Дальнем Востоке они не образуются.
И у этих зверей погоды — такие ласковые имена: «Орхид», «Кейт», «Салинг»… Тропическим циклонам и тайфунам имена людей стали присваивать в начале 40-х годов. И вначале, как у наших, так и у американских метеорологов, эта терминология была неофициальной, применялась для удобства обмена информацией. Она помогала избежать путаницы, удобно умещалась в тексты радиограмм. Потом присвоение тайфунам женских имен вошло в привычку, упорядочилась и сама процедура, например, первый ураган года стали называть женским именем, начинающимся с первой буквы алфавита, второй — со второй буквы и так далее. Обычно имена выбирают краткие, легко запоминающиеся. Для тайфунов даже существовал особый «именник» — из 84 имен!
С 1979 года тропическим циклонам начали присваивать и мужские имена, для равноправия…
Перед моим уходом из бюро как раз принесли новые снимки из космоса. «Тельма», новый тайфун… Я посмотрел на фотографию. Из косматых завихрений выглядывал жуткий белый «глаз бури». Но «Тельма» не застала Дальний Восток врасплох. О ее визите заранее оповестили метеорологи. Однако «Тельма», словно прознав это, закапризничала и, разбрызгивая вокруг себя дожди, пронеслась в стороне от нас.



Перейти к верхней панели