Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

На Черемухово-1 или Чертовом городище в августе 1998 года археологи обнаружили металлического идола, состоящего из двух фрагментов: верхняя часть представляет собой изображение, скорее всего, филина, а нижняя — человеческое лицо.

 

Черемуховский идол.
фото Североуральского краеведческого музея

В мифологии и традиционных верованиях обских угров, из которых вышли манси, образ человека-птицы — дело обычное. Мир-суспе-хум (один из главных божеств) может принимать облик гуся, а предки — покровители селений очень часто сочетают человечьи и птичьи черты. Таков пай-отыр (богатырь) Йибы (йипыг) ойка (филин — мужчина).

на раскопе

Йипыг-ойку считали своим предком жители селения Курумпауля, что на р. Ляпин, притоке Северной Сосьвы, и называли с ебя «йипыг-макум», люди филина.
Но селени е Курумпауль расположено в 500 километрах на север от Черемухово-1. Каким образом символические изображения Йипыг-ойки в виде филина оказались в столь отдаленных друг от друга местах?

фото Североуральского краеведческого музея

Один из возможных путей распространения, по мнению ученых, — связь мифологических персонажей, пусть условная, но родственная. Была на р. Соракта, притоке р. Ляпин, деревня Мувептес (ныне исчезнувшая). Потомки северных манси из этой деревни некогда пришли из верховий Лозьвы. Может, они перенесли из наших мест образ пайотыра в виде филина на берега Ляпина?

 

Если сравнить Черемуховского идола с идолом Курумпауля, то общими, сходными будут только острые уши филина. В остальном — только различия. Даже по материалу (дерево — белая бронза).

При внимательном рассмотрении археологических находок с жертвенных мест, могильников, поселений различных археологических культур Урала и Западной Сибири обращают на себя внимание коллекции предметов релкинской культуры (Среднее Приобье), относящееся к раннему железному веку и второй половине первого тысячелетия н.э. Они напоминают наборы предметов в культовых местах обских угров. Среди бронзовых зоо-антропоморфных изображений 6-8 веков выделяется ушастая сова с оперением в виде рубчиков и с личиной на груди. Если убрать оперение, то обнаружится поразительное сходство с Черемуховским идолом. Но по назначению это совершенно разные вещи. Одна служила украшением, другая использовалась для отправления культа.

Черемуховский идол.
фото Североуральского краеведческого музея

И ушастая сова релкинской культуры, и Черемуховский идол, возможно петрогромской культуры, выполнены из бронзы и, предположительно, в одно и то же время («рождение» Черемуховского идола археологи относят предварительно к первому тысячелетию н.э.). Возможно, Черемуховский идол — символическое изображение пай-отыра Йипыг-ойки — предка одного из населений (юрты) близ Чертова городища (позднее — юрты А. Денежкина) в образе филина, символизирующего небо (верхний мир), а человеческая личина в нижней части — облик Души умершего, наиболее почитаемого данной братской семьей.

 

Вернуться в Содержание журнала 

 



Перейти к верхней панели