Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Если не ходить, красоты не увидишь

Помню свою первую встречу с оленями. Мы тогда встречали новый, 1969-й год, на Конжаке. Как раз с Зинаидой Васильевной. Мороз стоял крепкий. А откуда я знал, сколько градусов, термометров тогда у нас не было, радио тоже. Вот и пришел в училище. Кроме меня, еще мой друг Витя Греб с ТЭЦ поселка подошел. Зинаида Васильевна сказала, раз пришли, значит, пойдем в поход.
На Конжаке остановились в избе на Поляне художников. Утром 1 января выходим на плато и видим там стадо оленей. Стали считать, особей 60 оказалось. Близко нас к себе они подпустили. Красавцы!
Когда спустились в Кытлым, увидели на термометре турбазы: –50 градусов. Не поверили, позвонили на метеостанцию в Тылай, нам ответили: «Пятьдесят один». И ничего, не страшно нам было. Многие тогда туризмом занимались, а теперь такого энтузиазма нет. Не хочется людям с рюкзаком пятнадцать километров вверх подниматься, потом обратно идти. А как иначе природу увидишь? – искренне удивляется он.
Ему удается видеть. Его страсть к горам и тайге, долгие переходы, ночевки в палатке, борьба с непогодой часто вознаграждаются редким кадром, как, например, вот этот, где сняты сбоку, словно замершие в ожидании, графически вырисованные матка северного оленя с новорожденным малышом. Они стоят на самом краю каменистого плато и смотрят в молочно-лиловую бесконечность гор и неба, космоса и жизни, где есть место всем: людям, зверям и птицам, где не может быть исчезнувших популяций, и есть надежда…