Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Сылвинские остяки - не ханты

Прикамские, или так называемые «сылвинские» остяки, – этническая группа, сформировавшаяся к средине 16 века в результате очень длительного по времени смешения местного пермского населения с пришлыми башкирами (частью ушедшими от исламизации из пределов Золотой Орды и последующего Казанского ханства), возможно, в не большой доле – с татарами, а на более ранней стадии – с булгарами. Определенную долю в формировании прикамского остяцкого этноса, вероятно, сыграли и северные соседи – вогулы (манси). Ко второй половине 16 века они занимали обширную территорию – от реки Чусовой на севере (до начала 30-х годов 18 века эта река имела несколько иное официальное название – «Чюсовая»; об этом смотрите – «Уральский следопыт», 2006 г., № 7, стр. 80-81) до реки Тулвы и вершины реки Ирень на юге и от реки Камы на западе до верхнего участка реки Сылвы (до современной границы между Свердловской областью и Пермским краем) на востоке с охватом всего водного бассейна среднего и нижнего течения Сылвы и междуречья между вышеотмеченными реками. Их основными ближними соседями были: на севере и востоке – чусовские и верхнесылвинские вогулы (манси), на юге и юго-востоке – башкиры, на западе – вотяки (удмурты).

 

Карта-схема частичной территории обитания сылвинских остяков

Многие до сих пор отождествляют прикамских остяков с приобскими остяками – хантами (это присутствует во многих публикациях), которые, как и вогулы, относятся к угорской языковой группе. Но разность культур, жизненного уклада прикамских и приобских остяков и отсутствие документального подтверждения о каких-либо миграционных процессах прикамских остяков в северное Приобье подобное мнение отвергают. Эти разные этнические группы, обитающие на почтительном расстоянии друг от друга, получили у русских одинаковое название, видимо, из-за внешней похожести в облике, в быту и, главное, в некоторой схожести языческих обрядов.

Город Оса. Музейный комплекс

Остяки Прикамья, занимаясь в основном охотой и рыболовством, ограниченным пастушно-стойловым скотоводством и имея очаги примитивного земледелия, по своему бытовому укладу были более близки к северным башкирам. Это и не удивительно: основной приток тюркоязычных мигрантов шел именно из северобашкирских земель. Но в отличие от южных и юго-восточных тюркоязычных соседей – башкир и татар, у которых уже давно господствовал ислам, прикамские остяки, как и их соседи вогулы, оставались язычниками. В последующее время, с отказом от языческого верования и принятием одной частью остяков мусульманства, а другой – христианства, прикамские («сылвинские») остяки полностью растворятся в среде татарского, башкирского, удмуртского и русского народов. Христианизации части прикамских остяков будут содействовать миссионерская деятельность Трифона Вятского, самих господ Строгановых, разных проповедников Соликамского Вознесенского, Пыскорского Спасо- Преображенского, Успенского (на Чусовой) и Осинского Преображенского монастырей. Но основная часть остяков все же примет мусульманство. Этому особо способствовало массовое бегство в земли прикамских остяков мусульманского населения и их проповедников из разгромленного войсками Ивана Грозного Казанского ханства.

Река Сылва. Вид с утеса – камня Ермак

Кстати: с конца 16 века, весь 17 век и несколько далее обобщенным словом «остяки» русские называли и многие другие языческие племена Западной и Восточной Сибири вплоть до Тихого океана и Приамурья – самодийские, тунгусские (эвенкийские) и некоторые другие. К 20-му столетию такое название останется только за современными хантами (хантэ). А в середине последнего ушедшего столетия некогда обобщенное для части языческих племен остяцкое название вообще выйдет из употребления.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели