Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Что такое сплав по Дагестану?

К осени 22 года, за своими плечами я уже имел огромный набор регионов, включая Таджикистан, Киргизию, Кольский полуостров, Чечню и другие более популярные места, в которых мне доводилось либо ходить пешком, либо сплавляться. Примерно с 2018 года, организуя спортивные сплавы на майские праздники, я выбирал Карачаево-Черкессию, за ее красоту и комфортный климат. Но со временем, даже этот гостеприимный и красивый во всех смыслах регион, хочется сменить на что-то другое. И тут мой взор упал на Дагестан (будем честными, пока я очередной раз думал куда бы сходить весной кроме КЧР, товарищ скинул видео сплава с Дагестана и тут я подумал, а почему-бы и нет?)…

И началась долгая и кропотливая работа по сборе информации о реках, местном населении, достопримечательностях и особенностях. В отличии от рек Саян, Алтая и других регионов (за исключением Чечни), о такой туристической изюминке как Дагестан, практически ничего не было, кроме трех хороших отчетов (МАИ, Рязань и Уральские Тропы), только короткие ролики на ютубе…

Буквально через пару недель сбора информации (еще даже не обработки, а только сбора), я уже понимал что в 23 году, я точно пойду в Дагестан! Гугль в помощь, карты в руки и через месяц планомерной работы, у меня есть полноценный спортивный маршрут, в котором, заложенный мной план минимум, не устраивал ни кого, а план максимум был не достижим. Буквально в течении 2-х месяцев, собралась отличная команда из 12 человек (что меня более чем устраивало) и мы начали утрясывать все вопросы со снаряжением, судами, рациями и документами (я же не могу по легкодоступным местам, если есть возможность зайти в погранзону!)

Сильно удивили местные перевозчики. Аренда микроавтобуса спринтер, скажем в КЧР, мне обходилась около 8 тысяч в сутки (вместе с водителем), на Кольском полуострове, около 10 тысяч, а в Дагестане, мне все в один голос утверждали что меньше чем за 15. Путем долгих поисках на просторах интернета и десятков часов переговоров, сумел договорится на 11 тысяч в день. Дизельный 20 местный спринтер. А вот с грузовой газелью сопровождения (назовите меня мажором, но формат, когда ты можешь переезжать с места на место, забрасываться на понравившееся место еще раз или объезжать какой-то участок, просто загрузив все катамараны (не разбирая и не спуская) и весь походный скарб в большой кузов… Бесценно!) я не сумел договорится. Точнее предложения были, но они все начинались от 7000 и кузов там был не тех размеров… К слову сказать, прицепы в Дагестане очень не популярны, как и верхние багажники на спринтерах! Но… мир тесен и большой круг знакомых и друзей, может решить любую проблему. Поговорив с одним водителем нужной мне машины (мы с ним уже два раза ходили по Кольскому, но там я арендовал буханку, а он с нами за еду и билеты ездил порулить!), быстро пришли к согласию, что он привезет наши вещи туда, покатает их там и вернет откуда взял! Более того, в качестве попутчика, он взял с собой свою дочь, которая по совместительству стала нашим завхозом и пусть у нее это была проба пера (ну или поварешки!), но она с ней великолепно справилась.

Эти все потуги и переговоры, были успешно завершены к марту месяцу.  После чего были поданы документы в МКК. Попутно, по разным причинам отвалились несколько человек (а кое кто, отпал буквально за 2 недели), в эти моменты, я в очередной раз понимал, что мир водного туризма очень тесен и у нас не то что 6 рукопожатий, у нас работает правило двух рукопожатий наверно.  На то что бы найти замену, даже за две недели до похода 5 категории сложности из 6, на две недели к черту на кулички. Требовалось всего несколько дней. При этом, я спокойно находил знакомых или знакомых знакомых, которые могли дать рекомендацию на каждого из кандидатов!

Как результат всех моих трудов, метаний, изысканий и переговоров, примерно к 18 апреля, у нас был полный состав, договоренности по транспорту, шикарное меню и великолепная команда. Мы были полностью укомплектованы судами, запасными веслами, радиостанциями и хорошим настроением.

И тут, как гром среди ясного неба, поступило предложение от одного знакомого коллектива (тоже в 12 человек), присоединится к нам.  Они просто не хотели тащить вторую машину с прицепом и человека, который бы ее там возил, пока они сплавляются, у них тоже не было. Маршрут мой их более чем устраивал, а места в машинах у меня были. После коротких переговоров, мы решили идти двумя группами, с них прохождение порогов первыми и страховка наших первых экипажей с воды, а с нас места в спринтере и в газели (отказывать группе, в которой идут победители Кекемерен Ралли (на мой взгляд самое жесткое водное соревнование в котором я участвовал, а опыта у меня хватает), идя на достаточно серьезный маршрут, мягко говоря не разумно. Даже без учета, что с данной компанией, меня очень многое связывает) плюс помощь в оформлении пропусков.

АК Взрывной1 прохождение Слава

В результате 24 апреля, я подаю еще один комплект документов на пропуска (при том что 30 апреля, мы уже заезжаем в погранзону), вежливо уговариваю блюстителей пропусков, отнестись к нам с пониманием и дать нам возможность, получить бумаги с пропусками уже 28 (ибо 29 и далее, они не работают ). На следующий день, закупаю продукты и вечером, с огромным облегчением, выношу все подготовленное к сплаву (в смысле мои вещи, общественные вещи, суда и рюкзаки ребят, которые из других городов едут, еду и все все все), дружно грузим это все и еще немного в газель и… начинаем собираться уже сами!

Точка рандеву группы, была назначена Махачкала. До нее каждый добирался своим путем, кто паровозом, кто самолетом, кто машиной. Лично мне захотелось поехать туда на своей машине (тем более что через неделю после сплава, у меня там был еще один сплав, только уже 6 категории, с первопроходами и уже в роли участника). Найдя еще двух добровольцев, в полночь 27 апреля мы двинулись в путь… Нас ждали приключения!

Первое приключение, мы нашли 30 апреля, в тот момент, когда надо было грузиться в машину и начинать заброску, выяснилось, что человек до последнего рассчитывал починить двигатель своей машины, но…. не сумел.  Как итог, две дюжины удивленных людей, в незнакомом городе, с немым вопросом ко мне «и что дальше адмирал?». В течении получаса мы выяснили, что кроме легкомысленного отношения к технике и к своим обещаниям, люди очень трепетно относятся к другим людям и их проблемой. Человек который нас подвел с автобусом, успел найти двух человек, которые согласились две недели возить нас по горным серпантинам и ночевать в машине! Мы сами, путем переговоров с местными «маршрутчиками», нашли еще одного.  То есть весь вопрос, на который я потратил (находясь в Екатеринбурге) несколько дней труда, находясь в Дагестане, было потрачено пол часа и найдено три варианта решения вопроса…

Единственный нюанс, что время выезда сместилось на три часа, так как водителю надо было время на подготовку к поездке. В результате на погранпост, мы приехали около полуночи, под мелким дождем и встали лагерем, в 500 метрах около самой хорошей стоянки ):

Скажу сразу, что отношения местного населения к их обязанностям, мягко говоря не самое ответственное, но отношение их к другим людям, выше всяких похвал. Они готовы тратить свое время и силы на тебя, просто потому что тебе это надо. Они всегда готовы войти в твое положения и думают, как тебе помочь. И когда мы ночью под дождем искали место под лагерь, люди просто не знали, что на берегу реки, в низине с дровами и лугами, находится наш рай!

Следующий день, дал нам время собрать суда, подготовить их к выходу, но… не более. Затяжной дождь, сделал бы первый день сплава мягко говоря не комфортным, а заброску в верховья реки Самур, до поселка Джинных, так как скалы, вдоль которых проходит дорога, начинают осыпаться.

Доблестно отметив первое мая, мы с вечера загрузили все что надо для сплава в нашу волшебную газель и стали ждать утра! Рано утром, проведя заброску в верховья реки, мы получили огромное эстетическое удовольствие. Горы Дагестана, начали открываться нам, они манили нас и приковывали наш взгляд. Ласковое солнце обещало великолепный день, а река смотрелась динамичной и спортивной.

Быстро подготовив себя и суда к сплаву, мы отпустили обе машины в лагерь, а сами начали то, ради чего мы проехали 3000 километров, сплав!

К моей радости, обе команды были укомплектованы опытными водниками, для которых препятствия 4 категории не нуждались в разведке и проходились с улыбкой на лице. Несколько часов на воде, принесли нам радость и игривое настроение. Река была быстрая, мягкая, просторная и только окружавшие нас пейзажи, отвлекали нас от сплава. Совсем другие ощущения у нас были от реки Кара-Самур. Узкая, стремительная, с большим количеством препятствий (пусть и простых, но всегда неожиданных), не давали времени смотреть по сторонам, а смотреть там тоже есть на что.

Учитывая, что почти ни кто, не смотрел карту и не знает местности, поясню, от стрелки рек Самур и Кара-Самур, до начала водных секций, примерно по 30 километров. Пограничный пост, который мы проходили, находится на пару километров выше по течению этой стрелки, таким образом, что бы, за один день, пройти оба участка, а на следующий день, пройти нижнюю секцию, которая в длину около 50-60 километров.  Нам было необходимо договорится с пограничниками о том, что нас «не будут сильно проверять», когда мы из лагеря на Самуре, будем забрасываться на Кара-Самур и отнесутся как к знакомым, когда мы будем заезжать обратно. А на следующий день, они разрешат нам пройти погранпост по воде, а документы на нас, привезет и покажет наш водитель!

Этот момент, я понимал еще на стадии планирования, но так как я не рассчитывал на это, то у меня было заложено целых пол дня, на эти маневры. В нашем случае, погода вынудила нас потратить пол дня в лагере, а люди, позволили нам остаться в графике.

На следующий день, помахав с катамаранов сотрудникам поста и дав им посчитать нас по головам, мы продолжили сплав под мелким дождиком, который практически превращался в снег. Не понимая откуда такая погода на Кавказе, мы продолжали греться самым простым и надежным способом. Работая веслом. Как итог, еще не наступил вечер, а мы уже пришли в конечную точку нашего сплава по реке Самур, переоделись, сложили вещи в машины и начали переезд на вторую речку нашего сплава. Казикумухское Койсу. Возвращаясь к тебе правильного автосопровождения, благодаря подборке машин, мы сэкономили два дня на переездах. Что лично я считаю бесценным!

Во время заброски, наш водитель, неожиданно для нас всех, заказал нам чудесное местное блюдо, называлось Чуду! За свой счет и просто что бы нас порадовать.

Сама заброска, проходила по горному серпантину и зачастую по верхушкам хребтов, что позволяло нам вдоволь насладиться пейзажами. Скажу сразу, при всем моем опыте. Таких видов я еще не видел.  Не то что бы они превосходили по масштабу, скажем хребты Памира или были более отвесными чем горы КЧР… Они просто были другими. Красивыми, нежными и суровыми одновременно. Купив по дороге ведро яблок и ведро груш, мы ехали с предвкушения интересного и насыщенного сплава в красивейших горах. Смотрели как летают Орлы и тут, мы доехали до нашей речки (не до места, где планировался лагерь и от куда стартовать, но до того места, где она течет и далее путь в верх по течению)… с первого взгляда, я понял что воды в ней очень мало… и оставшийся час пути до абрикосового сада (для жителей Урала конечно не привычно, но абрикосы у них растут, как у нас яблоки и к середине июня, они уже очень даже вкусные). Когда, после долгих прогулок вдоль реки, я выбрал место под лагерь, вся группа смотрела на меня с нескрываемой кровожадностью. Нет, не поймите неправильно, это было идеальное место! Закрыто от глаз посторонних (оно находилось в небольшой низине, с крутыми склонами, метров на 10 ниже общего уровня земли так сказать), наличие ровного места под нашу группу, наличие сухих дров, наличие ручейка с чистой и вкусной водой (а это в Дагестане не везде!), с удобным выходом с реки… у нее было только один минус, эти 10 метров, нужно все вещи спустить в низ, а потом нужно будет поднимать! А вещей у нас было много. Тем не менее команда на переезд была выполнена и с чувством хорошо сделанной работы, мы смотрели на красивое звездное небо, играли на гитаре и точно знали. Что жизнь, это кайф!

Но вот наступило утро и всем стало понятно, что сплав по этой речке не самая лучшая идея. Кто то выключил нам воду, шутили мы. Ну что же, если не получится по воде, тогда давай-те хоть по берегу посмотрим. Надо же посмотреть, чего мы лишились и мы пошли… 15 километров вдоль реки, это почти целый день! Но он стоил того. Великолепные пейзажи, красивейшие ущелья, очень дружелюбные люди в небольших хозяйствах по берегам, если честно, я даже не заметил как прошел этот путь (обратно, мы возвращались на машине).

Еще один день без сплава, думал я. Попробуйте представить себе руководителя, который привез 24 человека за 3000 километров, пообещав им 10 дней сплава по крутым рекам, уже проходит пятый день, а кроме двух дней раскатки ничего не было, а в стволе, только один патрон… и до реки еще доехать надо было.
Хмурое утро, поднимаем все вещи обратно в гору, играем в тетрис и едем ловить последний шанс. Не смотря на то, что Казикумухское Койсу и Аварское Койсу, это соседние распадки. Сорока на хвосте донесла, что там воды много. От нашей точки до новой реки, есть две дороги, одна полностью асфальтированная (вообще надо отдать должное качеству дорог в Дагестане в целом и в горах в частности), чуть длиннее и идущая в обход перевала, вторая… Более прямая! И какая же она красивая. Проехав в верх по течению Каракойсу, посмотрев на Гунибское водохранилище и всю долину в начале с уровня долины, а потом с высоты птичьего полета. Проехав мимо Карадахской теснины (примерно в этом месте, у нашей газели загорелись колодки) и выйдя к поселку Карадах. Мы увидили Аварку. И я сразу понял, что сплав не ней будет отличным. Что наши скитания и мытарства последних двух дней, будут вознаграждены.

Вода Аварки, сильно отличалась от воды Самура и Кара-Самура. Она даже визуально была жесче, стремительнее и темнее…. Примерно 2 часа, мы ехали до поселка Хебда. Где был апланирован дозакуп свежих овощей, хлеба и прочего.

Знаете что такое Хебда? Это маленький поселок с 3000 населения, в котором расположено две заправки, несколько автосервисов, 2 десятка магазинов с хорошим выбором продуктов. В селе размещена центральная районная больница, почтовое отделение, школа, спортивные школы, парк отдыха (кто-нибудь хотя бы половину этого видел в наших поселках такого размера?). Население поселка, очень набожно (а мы приехали как раз тогда, когда они готовились праздновать день рождения Мухамеда), при этом очень дружелюбно и радостно! С ними можно не плохо торговаться. К примеру, при цене на помидоры около 200, мы могли скинуть ее до 140-160 (в разные попытки по разному, мы там закупались много раз).

Проведя примерно час времени в этом селе, мы проехали на его окраину и посмотрели с высоты около 30 метров на один из ключевых порогов этой реки. Порог Советский (по классификации, сложность 6С, максимальная). Мнение группы об этом пороге разошлись, кто то очень хотел его пройти, а кто то сказал «ну нафиг». Мне пришлось успокоить обе группы, мы будем его проходить по берегу. Еще примерно через час езды, мы добрались до места, где по плану был лагерь. С удивлением там обнаружили строительство новых домов, а территория (кроме небольшого куска около порога под названием «Мага Магари», огорожена забором. Но! Мы уже знаем что мы в Дагестане, а значит надо просто подойти и спросить! Что и было сделано. В результате, нам предложили не только стоять на поляне, но и пользоваться электричеством, водопроводом (длинная пнд труба, проложенная с горы до базы) и костровищем. Главное, это всегда закрывать ворота! Ибо там жил красивый молодой конь, который мог сбежать (через 2 недели, когда мы стояли с другой группой, этот конь…. Бес его попутал, растоптал и разорвал мою палатку… Уж не знаю почему, но факт…)

Что же, прекрасно обустроенный лагерь, полный продуктовый пакет и очень красивые скалы, неимоверное количество звезд на небе и предвкушение от реки…

Раннее утро, солнце, хорошая вода, мы начинаем заброску на слияние двух притоков, Джурмут и Хзан-Ор, в глазах людей огонь (знали бы вы сколько это значит для любого руководителя любого похода!) вот он, такой Дагестан, которого мы ждали! В этот день, мы хотели взять только два порога, Взрывной 1 и Мага-Магари. Оба порога обещали быть интересным (хотя на самом деле вода не высокая, а средняя, но на данной реке, это даже интереснее, пороги имеют красивую структуру и нужно не только «проламывать» сливы и бочки, но и активно маневрировать!

Порог Взрывной-1 мы проходили несколько часов. Это был первый серьезный порог похода. Ни кто еще не привык, к этой реке, не чувствует структуры, очень долго смотрим, оцениваем…  В этом пороге, даже небольшая ошибка, может привести к незапланированному изменению траектории и как логичный итог, переворот судна, а ведь всегда хочется не просто пройти порог, а пройти его по красивой траектории, которую ты намечаешь себе на берегу…  Из 10 судов, 8 катамаранов, отлично прошли по задуманным траекториям, а два, все же зацепили большой пенный котел на выходе благо не в самом криминальном месте, так что все обошлось. Оглядев еще раз этот замечательный порог, мы сели на своих коней и помчались ко второму порогу…

АК Взрывной1 прохождение Слава

Мага Магари. Красивый, простой и очевидный порог вся струя плавно уходит под правый берег и в конце небольшая изюминка, которая может доставить массу неприятных моментов. Скажу честно, береговая команда (те которые сопровождали нас на машинах) посмотрела на него и сказала что можно идти ходом, что с успехом сделала вторая группа, а потом и попробовала сделать наша группа… Но тут случилось то, что должно было случится при таких действиях… Один из экипажей (тот который мой), решил пройти по «еврейски» и избежать «изюминки». Для этого мы начали во второй половине порога уходить между камней (которых становилось все больше и больше) в лево и, не рассчитав свои силы прямиком правым бортом наскочили на торчащий булыжник. Сделав красивый пируэт, мы слились с него с другой стороны, но уже в перевернутом виде.  С улыбкой вышли в центр перевернутого катамарана и до того, как страховка успела выйти нам на помощь, я, вместе с напарницей, поставили катамаран на ровный киль и сели в посадку. Зачалились на берег, как раз на против нашего лагеря! День удался. Теперь можно было приступать к ужину и веселью. Тем более что в этот вечер, к нам заехала знакомая группа из Пермского края. Они прошли Андийское Койсу и теперь у них было несколько дней на то, что бы покататься по Аварке!

Утро, огонь в глазах участников только разгорался. Все рвались в бой и сразу после завтрака, мы сели на свои суда и пошли искать приключения. Сегодня у нас по плану было 4 замечательных порога! И один замечательный участок, который на большинстве лоций, вообще не был обозначен как участок имеющий препятствия, а в двух других, был назван «Злой прогон»

АК Взрывной2 прохождение Даня-Дима

Первым мы дошли до порога Взрывной 2… Но что то пошло не так, ибо в нашу воду, он то ли был, то ли не было. Но следующий порог, взрывной 3. Заставил наши нервы потрепетать. Струя почти полностью уходит под скалу правого берега, делает левый пируэт, встречается с другой струей, которая формируется из донного течения и образуют слив в виде горки, высотой около 2-х метров,  и шириной около 3-х метров. Если зайти левее или правее горки, попадаешь в яму, где тебя гарантированно перевернет! К счастью, вчерашний день, прошел не зря для всех экипажей и все 10 судов, четко зашли в обозначенные рекой ворота и вышли из них с достоинством!

Следующий порог, носит странное название «Албанский Каскад». Кто бы мог подумать, но в сего лишь в паре километров, там расположено село с названием Албания!

Сам порог, имеет отличную от предыдущих структуру. Он длинный (около километра), состоит из нескольких ступеней, разделенных между собой небольшими, но спокойными участками реки. На входе в ключевой ступени, стоит большой каменный чемодан, а дальше грядки камней и сливов, порог достаточно простой, любое место порога, легко и просто пройти на любом судне. Но когда таких точек, где нужно быть внимательным и заходить в них правильно (не дай бог, не развернувшись боком на каком-то обливном камне, которых там сотни), больше полусотни, становится интересно! В этот раз мы не стали идти порог по очереди. Стартовали группами по 3-4 экипажа. Время имеет значение! Легко и с удовольствием пройдя этот порог, мы подошли к самому сложному порогу (6А по классификатору).
Черахский или Магомет Рассул. Его длина, тоже около километра, он так же состоит из нескольких ступеней, но более сложные чем у Албанского Каскада.

Не смотря на описания в отчетах и присвоенной ему категории, ни чего сложного в этом пороге не оказалось. Мягко, на крадущихся лапках, мы подходили по очередно к каждой ступени, осматривали ее и ходом проходили. После крайней ступени, на правом повороте реки, нашли шикарный водопад под правым берегом с чистой и невероятно вкусной водой!

Передохнув на берегу и уничтожив заранее припасенный перекус, мы решили что сегодня, вполне можем успеть пройти и Злой Прогон… Ну не можем же мы без приключений.

Длина данного порогона, около 6 км. На нем выделяют три участка: «красный мост», «Гостеприимный», «50/50». Чтоже думали мы. Судя по тому как мы прошли пороги 6-й категории, размазанную на 6 км пятерку пройдем играючи, и все сборной ордой мы двинулись в путь. Пока мы шли первые километры, до поворота на деревню «Ратлуб», течение по тихоньку ускорялось (не смотря на то, что река вышла из закрытого, отвесного ущелья), стало появляться много небольших валов, все в пределах «четверошного фона». А вот после поворота, валы стали жесче, но пока еще ничего не предвещало беды…

Первый звоночек прозвенел. Когда мы подходили к красному железному мосту. Стоявшие валы, были более двух метров высотой, крутые и частые, напоминали частокол. Даже самые опытные экипажи, не сразу смогли понять, по какой траектории лучше проходить. После одного из таких валов, мой катамаран не сразу «взобрался» на следующий, у меня даже появилось ощущение, что сейчас может и положить… Следующие полтора километра, прошли на одном дыхании, а в рации постоянно задавался вопрос «Адмирал, там точно дальше ничего нет?», на что всегда получали ответ: «по лоции, именных препятствий нет, только прогон».  В определенный момент, мой внутренний «Барзометр» упал на ноль, и я стал идти аккуратно, всегда выбирая самую безопасную линию движения. К примеру, если река делала правый поворот и я не видел явно выраженных препятствий (кроме быстротоков и валов), я всегда шел по внутреннему правому повороту, так как с этой стороны, река меньше разгоняется. И когда я вдруг увидел, что впереди идущий катамаран, «серфит» на одной огромной «бочке», я с облегчением понял, что мы с напарницей ее обойдем… А вот остальные поймают много драйва!

Из 10 катамаранов, только мой экипаж смог избежать погружения в эту структуру, 7 экипажей так или иначе прошли ее, а два судна, все же положило на обе лопатки.

В очередной раз порадовался что группа состоит из опытных туристов, ни кто не растерялся, все четко, как по инструкции, не мешая друг другу провели спас работы и в 150 метрах ниже порога, оба катамарана были зачалены к берегу. Отдохнув 5-10 минут, решили больше не рисковать и запустили квадрокоптер для разведки следующего участка реки. Не найдя там больше проблем, на крадущихся лапках («барзометр» был уже у всех обнулен), мы прошли еще метров 300, после чего в радио эфире, появилась береговая команда, которая ждала нас около последней «плюшки», участка под названием «50/50». Это такой простецкий порог, в котором две струи просто сливаются в едином экстазе, под каким то не правильным углом, да еще и сразу после небольшого слива. Так что даже рассчитать как поведет себя судно, при прохождении участка, было крайне сложно. Осмотрев его, мы решили оставить его на следующий раз. Приключений на этот день нам хватило. Более того, только ради этого участка, можно было выбирать Дагестан, как регион для сплава!

Возвратившись а лагерь, половина моей команды, затребовала рем набор. Так как на некоторых участках, река выявила все или почти все, слабые места у их судов на моем судне тоже возникло две проблемы… Небольшой порез на шкуре, надломилась продольная часть алюминиевой рамы и начали отрываться лямки коленной посадки. Как всегда звездная ночь и рассказы наших коллег по цеху. Они сегодня прокатились по Хзан-Ор и очень его нам рекомендовали. Мы в свою очередь, рекомендовали им свой участок.

И снова утро, снова солнце, снова огонь и сказочный Дагестан. Я уже влюбился в этот край.

Все суда, после ремонта и без онного, с вечера были погружены в газель, сразу после завтрака, мы начали заброску на один из трех притоков, образующих Аварку. Первые 20 км, пролетаются быстро, по асфальту. А вот следующие 12, уже грунтовка, серпантин и…. ближе к концу заброски, стали появляться явно дождевые тучи. Мы то по воде уйдем, а вот три машины не очень…  Найдя удобный спуск к реке, мы быстро разгрузили машины и отпустили их вниз, договорились встретиться около стрелки Хзан-Ор и Джурмут.

Подготовив катамараны к старту, в процессе пересчитывания людей, услышал вчерашний вопрос. Там точно ничего кроме «Матильды» нет? Я сказал что в лоции нет, другая группа сказал что фон огонь, именных порогов нет! Погнали.

Это был еще один огненный день. Единственный именной порог, Матильда, оказался существенно проще чем дальнейший фон. Выглядел он конечно красиво, но проходился  легко и не принужденно. А вот остальной фон, периодически заставлял не только хорошо поработать веслами, но и пару раз, не штатно выйти на берег посреди реки (на какую-то грядку камней), подумать и обнести участок. Но самое шикарное в этом притоке, не струя, не пороги и не вода. Самое шикарное, это сам каньон. При взляде в верх, не всегда было видно небо очень высокие и очень крутые стены каньона, давали абсолютно точное понимание, что если что то случится, выходить все равно по воде. Тут, только скалы и ветер. Высота стен, достигала нескольких сотен метров над уровнем реки. Голые, отвесные, но очень теплые скалы… В это место не возможно не влюбится.

Примерно к обеду, мы вышли в деревню «Анцух», которая стоит на стрелки двух притоков и в которой образуется Аварское Койсу (кстате, Койсу, переводится как «овечья вода»,  место, которое может в брод барашек перейти. Не знаю какого размера были барашки в те времена, но я с ними встречаться не хотел бы). 6 экипажей решили ехать в лагерь. Еще 4 решили прокатить первую секцию до лагеря повторно. Что и было сделано. И если в первый день, это заняло почти весь световой день. То второй раз, мы за 2 часа дошли до лагеря.

Придя в лагерь, мы долг сидели у костра, пытаясь уложить в голове, уведенное и пережитое за последние два дня. Из разномастной банды опытных туристов, мы стали командой. В разговорах стало больше теплоты и открытости. Шутки стали теплее, подколы мягче. Гитары громче, барабаны веселее а соседи ближе! Сегодня обнаружили еще одну группу туристов, около нашей поляны. Это были Рязанцы! Но они не стали заезжать в наш лагерь, а встали между забором и порогом Мага Магари.

И снова утро и снова солнце. Но сегодня мы встаем с ленцой. Чувствуется появляющаяся усталость, к тому же надо снимать лагерь и переезжать к участку «50/50», а потом от него, идти до порога Советский. Наша «вторая команда» прощается с нами, у них отпуск немного короче и им еще надо успеть посидеть на берегу моря. Наверное, это был самый грустный день похода. Вся группа успела сжиться и привыкнуть, к этим неотесанным  грубиянам с хорошими манерами! А я к ним привык уже лет 10 назад.

Примерно к полудню, мы приехали к месту сегодняшнего старта. Меня посетила мысль, остаться на берегу. Ведь командовать я могу и с пассажирского сидения в газели… Но… назвав себя лентяем и неженкой, переоделся в гидрокостюм и стал готовить свое судно к сплаву.

Порог 50/50, прошли все, некоторые с приключениями, но все на ровном киле! После сегодняшнего прощания, мы к сожалению, не могли полноценно насладиться порогом и отдать должное реке. В это утро, эмоции у нас и так зашкаливали.  Без большого удовольствия и энтузиазма, мы дошли до места, где береговая команда должна была найти место для лагеря (собственно она там его и нашла). И мы доблестно причалившись, около чьего то сада, поставив там палатки (предварительно получив согласие от местного жителя) поехали смотреть местную достопримечательность…

Язык Тролля… Я не знаю причем тут тролль, но это действительно красивое место. Одно из красивейших на мой вкус (уступает только таким ущельям, как ущелья Хзан-Ора).

Это старая, к сожалению, уже заброшенная деревня (на 500 метров ниже, стоит живая деревня, уклад жизни в которой примерно такой же, как был в этой), последний житель которой, умер несколько лет назад. Расположенная на высоте, от 1800 до 1900 метров над уровнем моря. Никакого леса или дров, там нет в помине, там есть красивейший и живописнейший обрыв, на глаз примерно метров 200 прямо отвес и потом еще метров 600 до реки, уже более полого. Это живой и наглядный пример для всех тех, кто говорит, что здоровье надо экономить… И кто в свои 50-60, не может подняться в горку на 20 метров (высота пятиэтажки) … Люди в 80-90 лет, ходят за дровами в соседний лес, до которого несколько километров пути и несколько сотен метров перепад высот и так делали не единицы, так делали все! Потому что свое здоровье, они не берегли, а тренировали! В том числе перестаскиванием камней, с низины на вершину, дабы сложить там дом! Это место, я могу однозначно рекомендовать всем, кто собирается посетить Дагестан (к слову, я потому еще раз туда заезжал, уже на своей машине. Переночевал в деревне, которая чуть ниже чем Гоорский язык Троля и ни разу об этом,  не пожалел).

Ну вот и что же, наше повествования подходит к логическому концу. Последний день сплава, прошел спокойно и умиротворенно, река успокоилась и разлилась. Начал биться на рукава, а по берегам стало появляться много садов, участков и мест для стоянки. Единственное препятствие, которое мы встретили на пути, порог «Советский», был доблестно обнесен (я его пройду с другой группой через 2 недели, но в рамках этого похода, мы его не планировали проходить).  Немного не успев к обеду, мы дошли до финальной точки водного маршрута, с левого берега начинаются отели и дома, на правом берегу огромная поляна. Между ними строится мост. Ниже по течению, примерно 2-3 км, находится самый серьезный порог этой реки: «Карадахский Прорыв». Он конечно прекрасен, но так же не в рамках этого похода. Все, наступил тот замечательный день, когда все что я обещал людям, я выполнил в меру своих возможностей. На сколько это все получилось, решать им, мне лишь остается надеяться, что большую часть моих ошибок, они не заметили, а я в следующий раз буду умнее. Теперь я могу с чистой совестью отдыхать.

В последующие три дня, мы нашли место, где готовят самый вкусный шашлык в Дагестане и не только, мы выпили вина, стоя на крыле экраноплана в тот самый миг, когда солнце садится за горизонт. Мы посетили еще некоторое количество мест… Они все конечно прекрасны, но все это меркнет, по сравнению с тем. Как люди в горах, относятся к тебе и твоим проблемам.

Просто остановиться на обочине и включить аварийку, означает что каждая проезжающая машина, остановится что бы попытаться решить твою проблему. А если ты встанешь без аварийки, то каждая вторая будет останавливаться. Если ты попросишь кого-то помочь тебе, то он либо сам тебе поможет, либо найдет того, кто поможет и убедиться что ты с ним встретился и он помог.  Да, они все делают не спешно. Они не суетятся и ни куда не торопятся. Они умеют ценить эту жизнь и наслаждаться ею. И вот этому у них надо поучится.